- дигамбары
дигамба́ры (буквально «одетые пространством», то есть нагие), одна из двух главных джайнских школ. Возникла вследствие раскола джайнизма после переселения части общины на юг в первые века н. э.
Дигамбары следуют древнему, установленному некогда старейшиной джайнской общины Бхадрабаху обету наготы. Отколовшаяся школа шветамбаров отказалась соблюдать этот обет и её сторонники стали носить белые одежды.
Дигамбары не признают аутентичности текстов, включённых в священный канон шветамбарами. Они считают их более поздними по сравнению с ранними подлинными текстами, впоследствии каноном утраченными. Наиболее авторитетным для дигамбаров является вторичный канон, составленный из трактатов, разделяемых на «четыре веды». В него входят мифологическо-исторические, космологические, философские и ритуалистические трактаты. Канон дигамбаров, особенно его религиозно-философские тексты, важен для восстановления джайнских положений классического периода. Особую ценность представляют тексты, приписываемые Кунакунде и его ученику Умасвати (I><<>—II вв.). Последний систематизировал учение в трактате «Таттвартхадхигама-сутра», который также был включён в состав дигамбарских «вед». Трактат Умасвати признаётся и шветамбарами. Все значительные философы обеих крупных джайнских школ составили к нему комментарий, развивая разные стороны учения.
Со временем расхождения между дигамбарами и шветамбарами смягчились.
<<М. Ф. Альбедиль
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.